Интервью: Эрик Белоусов, графический дизайнер

В преддверии 35-го ММКФ, который в этом году пройдет с 20 по 29 июня, Таня Лукьянова поговорила с одним из ведущих московских графических дизайнеров, который занимается фирменным стилем кинофестиваля.
Для начала расскажите немного о том, как Вы вообще начали заниматься дизайном? Как это все получилось?
Я, в отличие от многих людей, которых я знаю, вообще счастливый человек в том смысле, что я всю жизнь занимаюсь одним делом, а главное тем, чему и учился.
Что, надо отеметить, большая редкость.
Да, много моих знакомых несколько раз меняли профессию.
Учились на инженеров, работают менеджерами. Меня как отец отдал в художественную школу, когда мне было 14, так я и не прекращал этим заниматься.
И не возникало мысли, что Вы этим занимаетесь, например, по инерции, просто потому что так сложились обстоятельства, а не потому, что Вам это нравится?
По началу это было непонятно. Потом понравилось, потом я начал как-то находить в этом удовольствие. Поступил в Строгановку. Это были 90-ые годы, а учился я на “Мебели” — это такой факультет, который был не очень популярным в те времена. Вообще этим очень круто заниматься, потому что “проектирование мебели” — это жанр такой, который в голове укладывается. Он очень эргономичный, человечный что ли. А работа с материалами и конструкцией дает представление о том, как вообще мир устроен. Но в те годы мебельного производства, как и любого другого у нас в стране не стало вообще. Поэтому я помыкался пару лет (даже не помню, чем занимался в то время), и меня прибило к графическому дизайну,
Графический дизайн, плакатное искусство в отличие, скажем, от живописи или фотографии, обязано быть еще и содержательным, в смысле доносить какую-то информацию до людей. Так вот, где эта граница между Вашим полетом фантазии и свободой творческой мысли в оформлении с одной стороны и информативностью — с другой?
Естественно, когда поступает предложение, надо понимать, что плакат или афиша должна в первую очередь  о чем-то сообщить человеку. Весь вопрос заключается в том, как это правильно сделать. Это, по большому счету, и есть основная задача дизайнера.
Раз уж Вы сами заговорили про кино: последние десять лет Вы занимаетесь фирменным стилем ММКФ…
Ну, не совсем так. Сначала, первые несколько лет, мы занимались только сценографией — делали декорации церемоний открытия и закрытия. А с 2008-го уже стали заниматься всем стилем мероприятия.
А что вообще такое “стиль” мероприятия? Что он в себя включает?
Полный имидж события по всему городу. От плакатов, баннеров и афиш до значков, оформления зон конференций, аккредитаций, приглашений… в общем, все.
И тот гигантский баннер на кинотеатре “Октябрь” — тоже Вы?
Да, и это тоже.
Варьируется ли как-то стиль разных деталей?
Да, конечно. Форматы же совсем разные — скажем, маленький значок или афиша на автобусной остановке или гиганский банер на фасад здания.
Вы сказали, что Вы лично занимались 32-ым. А остальными?
У нас каждый год идет ротация, кто-то один из группы — является основным дизайнером фестиваля. Я делал 32-ой, до этого — Игорь Гурович, Кирилл Благодатских, Наташа Агапова, а один из последних был у Ани Наумовой. В этом году снова я.
Расскажите про дизайн этого года?
Мы вообще из года в год стараемся максимально менять элементы стиля. В первые годы он основывался на логотипе, затем на фрагментах логотипа, а в последние годы стал более абстрактным, энергичным и эмоциональным. В этом году, в отличие от предыдущих более ярких, мы решили сделать все в черно-желтых тонах. Черный — вообще очень правильный цвет для кино: черно-белая пленка, темный зал… и луч прожектора.
661
Прожекторы, по-моему, были и в прошлом году? Ну, то есть эти лучи?
Да, но другие. В прошлом году были симметричные два луча. И они образовывали такой правильный прямоугольник. В этом году лучи формируют сложное, уходящее в перспективу пространство.
Расскажите немного про символику фестиваля. Святого Георгия, как символ, кто придумал?
Логотип разработал Игорь Гурович.
Сам придумал символ или занимался разработкой стиля? В каком формате как бы к вам заказ поступил?
Условием было то, что Св. Георгий обязательно должен быть, как покровитель Москвы. А вот как он будет выглядеть — наша задача.
Как известно, до 34-го кинофестиваля цвет “Фирменной дорожки” церемонии был зеленый, а потом его поменяли на красный. Вы имеете к этому какое-то отношение?
Все довольно просто, зеленый — цвет генерального спонсора. Фотографии с дорожки получались с зелеными лицами
И что, к мнению дизайнеров тут не прислушиваются? Эстетическая составляющая не принимается во внимание?
Далеко не так внимательно, как к мнению генерального спонсора. (смеется). Теперь цвет дорожки будет красный.
Помимо ММКФ, Вы оформляете много других событий в Москве и других городах России. Вы сами посещаете те мероприятия, фирменным стилем которых Вы занимаетесь?
Если удается выбраться, стараюсь ходить, но получается не всегда.
В чем, в таком случае, для Вас заключается наибольшая самоотдача в работе? Деньги, престиж, сам творческий процесс?
Ну во-первых, что и говорить, круто, конечно, видеть свои работы по всей Москве. И сам процесс, конечно. Здорово сидеть тут с друзьями в бюро, придумывать разные штуки. Коллектив — это вообще одна из самых важных составляющих. Понимаешь, что коллеги могут вот тут поддержать, а вот тут чему-то научить… Работа для меня — большая, органичная часть жизни, эмоционально равноценная любой другой активности или отдыху. Ну, а как по-другому? Что, пришел на работу в девять, досидел до шести, а вот потом уже начинается настоящая жизнь? Нет, так не бывает.